NULL

Налоговые последствия

03 мая 2018

Использование земельного участка без надлежащего оформления документов: какие налоговые последствия?

В данном практическом материале мы рассмотрим один из распространенных случаев использования предприятием земельного участка в бизнесе – ситуацию, когда предприятие является собственником нежилого помещения и использует его вместе с земельным участком, на котором оно находится для собственной хозяйственной деятельности, хотя никаких правоустанавливающих документов на такую землю не оформлено.

Суть дела:

Общество с ограниченной ответственностью имеет статус плательщика единого налога (3-я группа) и использует в своей хозяйственной деятельности недавно приобретенное помещение, которое находится на земельном участке, пребывающим в коммунальной собственности территориальной общины города Киева. При этом парадокс ситуации заключается в том, что кадастровый номер на земельный участок или иные документы касательно пользования им компанией тоже не оформлены. Соответственно, компания за использование земельного участка не платит ни земельный налог, ни арендную плату. Возникает вопрос: какие правовые последствия такого использования земельного участка?

Попутно отметим, что в данном случае рассматриваются именно правовые аспекты по уплате земельного налога, а не арендной платы, поскольку компанией не заключался соответствующий договор аренды, что является единственным основанием для начисления и уплаты арендной платы.

Правовые выводы:

Согласно нормам действующего налогового законодательства, обязанность по уплате налога на землю собственником или землепользователем соответствующего земельного участка возникает со дня возникновения права собственности или права пользования соответствующим земельным участком (п. 287.1. ст. 287 Налогового кодекса Украины).

Важно отметить, что фактическая обязанность по уплате земельного налога возникает по факту принадлежности помещения компании на праве собственности с даты регистрации такого права собственности, поскольку действующее законодательство (а именно ст. 120 Земельного кодекса Украины) презюмирует, что к лицу, которое получило право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, которые находятся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения их целевого назначения. Этому также корреспондирует норма п. 287.6. ст. 287 Налогового кодекса Украины, согласно которой при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть), налог за земельный участок, на котором расположено такое здание, сооружение (их части), с учетом придомовой территории, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

Однако вопрос о полноценном переходе права собственности компании на земельный участок является спорным и не доказанным, поскольку не существует никаких подтверждающих данный факт документов и такое право собственности не зарегистрировано надлежащим образом в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. А вышеупомянутая норма действующего налогового законодательства связывает обязанность по уплате земельного налога именно с регистрацией права собственности на земельный участок.

Однако, по нашему мнению, а также в соответствии с судебной практикой, которая сложилась, отсутствие надлежащей регистрации компанией права собственности на земельный участок не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога, учитывая следующее.

  1. Действующее налоговое законодательство (п. 14.1.73. ст. 14, п. 269.1.2. ст. 269 Налогового кодекса Украины) определяет, что обязанность по уплате земельного налога возникает не только у владельцев земельных участков, но и у юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), которым в соответствии с законом фактически предоставлен в пользование земельный участок государственной и коммунальной собственности – землепользователей. В данном контексте для определения статуса землепользователя важное значение имеет принадлежность компании на праве собственности помещения, расположенного на земельном участке и фактическое использование такого помещения для ведения хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Вышеуказанные выводы также подтверждаются судебной практикой. Так, в Постановлении Верховного суда Украины от 12.09.2017 г. По делу № 2а-10596/12/2670 был осуществлен следующий правовой вывод: «В понимании положений подпунктов 14.1.72, 14.1.73 пункта 14.1 статьи 14, подпунктов 269.1.1, 269.1.2 пункта 269.1, пункта 269.2 статьи 269, подпунктов 270.1.1, 270.1.2 пункта 270.1 статьи 270, пункта 287.7 статьи 287 НКУ, плательщиком земельного налога является собственник земельного участка или землепользователь, которым может быть физическое или юридическое лицо. Обязанность уплаты этого налога для его плательщика возникает с момента вступления (перехода) в установленном законом порядке права собственности на земельный участок или права пользования им и продолжается до момента прекращения (перехода) этого права. Если определенное физическое или юридическое лицо приобрело право собственности на здание или его часть, расположенные на арендованном земельном участке, то к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. Аналогичная правовая позиция уже была высказана Верховным Судом Украины в Постановлении от 8 июня 2016 (дело №21-804а16). Таким образом, к новому собственнику объекта недвижимости переходит и установленная налоговым законом обязанность по уплате налога за земельный участок, на котором расположено приобретенное им имущество». Согласно ч. 1 ст. 244-2 Кодекса административного судопроизводства Украины, вывод Верховного Суда Украины относительно применения нормы права, изложенный в его постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 237 настоящего Кодекса, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

С учетом вышесказанного, поскольку компания является собственником помещения, фактически им пользуется, а также, соответственно, пользуется земельным участком, на котором расположено помещение, компания имеет обязательство по уплате земельного налога, начиная с даты возникновения права собственности на помещение, расположенное на земельном участке. При этом оформление земельного участка в собственность компании не освобождает ее от указанной обязанности.

Также важно отметить, что в соответствии с положениями п. 4) п. 297.1. ст. 297 Налогового кодекса Украины, плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой-третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности. Многие предприятия пользуются этой особенностью налогообложения в своей хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, считаем, что в данном случае компания не имеет права не начислять и не платить налог на землю за земельный участок на основании указанной нормы налогового законодательства, поскольку фактически хозяйственная деятельность компании заключается в предоставлении в аренду самого помещения, а не земельного участка. Кроме того, в связи с ненадлежащим документальным оформлением земельного участка, фактически отсутствуют правовые основания для заявления компанией права на полноценное использование такого участка в ее хозяйственной деятельности. Правовой анализ последних индивидуальных налоговых консультаций Государственной фискальной службы Украины по аналогичным вопросам (в частности, Консультация ДФС от 23.01.2018 г. N264/6/99-99-12-02-03-15/ИПК; Консультация ДФС от 23.11.2017 г. N2697/6/99-99-12-02-03-15/ИПК; Консультация ДФС от 15.09.2017 г. N1972/6/99-99-12-02-03-15/ИПК; Консультация ДФС от 28.07.2017 г. N1405/6/99-99-12-02-03-15/ИПК) позволяет сделать вывод о том, что позиция налогового органа по этому вопросу является единой и соответствует вышеуказанным выводам.

Предыдущий

Следующий