Семь правил «игры» в коммерческие контракты

В данном материале речь идет о некоторых простых правилах-рекомендациях, которых стоит придерживаться при оформлении коммерческих сделок для того чтобы обезопасить себя от потенциальных судебных претензий и споров. Они основаны исключительно на практических аспектах, поэтому их исполнение поможет Вам поступить наиболее рационально в различных ситуациях.

Правило № 1: Проведите предварительную проверку контрагента:

Тщательно проверяйте полномочия представителя контрагента, подписывающего документы по сделке. Если документы подписывает директор – следует запросить копию приказа о его назначении на должность. Если лицо действует по доверенности – попросите предоставить копию соответствующей доверенности и проверьте ее реквизиты. Также перед оформлением сделки рекомендуется изучить регистрационные и уставные документы контрагента, чтобы понять, как давно работает предприятие контрагента, соответствие оказываемых им услуг или выполняемых работ целям и задачам предприятия, уточнить размер уставного капитала компании и состав собственников. Также обязательно следует запросить копии разрешительной документации (если таковая требуется по сделке: лицензии, сертификаты, разрешения). Копии указанных документов рекомендуется сохранить для Вашего внутреннего архива.

Правило №2: Изучите судебную историю контрагента:

Перед оформлением сделки рекомендуется проверить, насколько часто Ваш контрагент участвует в судебных спорах и в каких именно судебных спорах. Для этого рекомендуем воспользоваться реестром судебных решений, который доступен для свободного использования в сети Интернет по ссылке: Реестр судебных решений

Правило №3: Подумайте о возможности избежать будущей судебной тяжбы:

Для того чтобы избежать длительной судебной тяжбы в случае возникновения дебиторской задолженности по сделке (например, в случаях поставки товара и его последующей не оплаты покупателем) рекомендуется предварительно заверять соответствующий договор поставки, в котором предусмотрено обязательство покупателя оплатить товар, нотариально. В таком случае по данной сделке, минуя суд, можно будет обратиться в отношении взыскания задолженности с покупателя напрямую в исполнительную службу на основании исполнительной надписи нотариуса, который заверял сделку. Данная рекомендация касается в первую очередь сделок с контрагентами, с которыми Вы раньше не работали и не уверены в их добросовестности.

Правило №4: Избегайте несправедливых и завышенных штрафных санкций:

Особое внимание в договорах обращайте на пункты, касающиеся ответственности (штрафов, пени). Очень часто штрафные санкции оказываются необоснованно завышенными по отношению к одной из сторон сделки. Во-первых, следует помнить о том, что максимальный размер пени за несвоевременное выполнение денежных обязательств, согласно действующему законодательству, не может превышать размер двойной учетной ставки Национального банка Украины. Во-вторых, принцип справедливости договора подразумевает, что размер и порядок применения штрафных санкций в отношении контрагентов должен быть равнозначным и справедливым по отношению к каждой из сторон.

Правило 5: Надлежащим образом оформляйте факт исполнения сделки:

Значительный процент коммерческих споров возникает из-за ненадлежащего оформления факта исполнения сделки. Например, подписания актов приема-передачи услуг не уполномоченными лицами, отсутствие подписей о приемке товара представителя поставщика и покупателя на накладных и т.д. Следует помнить, что оформление документов, подтверждающих факт совершения сделки, на практике еще более важно, чем сама сделка. Поэтому всегда помните о том, что по каждой Вашей сделке должны быть оформлены соответствующие акты оказанных услуг, накладные на передачу товара или иные документы, подтверждающие факт реализации сделки. Лица, которые подписывают такие документы, должны быть уполномочены на это, а сами документы не должны содержать неточностей, скреплены печатью обоих контрагентов.

Правило №6: Надлежащим образом оформляйте факт оплаты по сделке:

Для подтверждения перечисления денежных средств по сделке оформляйте соответствующие расчетные документы. Особенно это касается наличного расчета между частными предпринимателями-физическими лицами или между юридическими лицами и физическими лицами. При расчете между юридическим лицом и физическим лицом надлежащим документом, подтверждающим расчет, является кассовая квитанция. При наличном расчете между физическими лицами-частными предпринимателями в обязательном порядке должен быть оформлен двусторонний акт приема-передачи денежных средств. Не рекомендуется применять для подтверждения расчетов по сделке такой документ как расписка, так как он не является документом, подтверждающим выполнение обязательств с обеих сторон, и факт оформления подобного документа является в судебной практике часто оспариваемым.

Правило №7: Храните все документы по сделкам в архиве:

На предприятии рекомендуется иметь архив документации по Вашим контрагентам, а документы в нем должны храниться не менее трех лет. Часто бывает так, что Вы осуществили одноразовую сделку с контрагентом и через два месяца об этом забыли, естественно, забыв о документах по сделке. И вдруг оказывается, что Ваш контрагент замешан в деле о конвертационном центре, а налоговая милиция оспаривает все сделки, совершенные им с другими контрагентами. Вот здесь Вам и понадобится первичная документация, чтобы подтвердить реальность, осуществленной Вами сделки и, так называемую, «товарность» операции.